ПЕРВАЯ ГРУППА
Крысы
Мутировавшие крысы, способные отлить мышкиные слёзы любой кошке. В первую очередь, мутация затронула их социальные инстинкты. Теперь крыса, способная убить и съесть себе подобную (крысиный волк), не изгоняется, как в стаях обычных крыс, а становится вожаком. Мутировавшие крысиные волки вырастают до значительных размеров, и обладают мощными челюстями. Вдобавок, никогда не охотятся в одиночестве, только со свитой - ведь если вожак проголодается, он запросто может съесть кого-то из своих слуг. Основную опасность представляет яд, характерный для всех крыс, в условиях Зоны ещё и радиоактивный, а также размер стай: несколько десятков тварей, нападающих одновременно. Крысы всеядны в самом широком смысле этого слова: они съедают не только мясо, но также одежду, припасы (в том числе в консервных банках),
- Опасность: 1, в стае - 3
Размер стаи: 20-50 особей во главе с крысиным волком.
Среда обитания: подвалы. На поверхности - около трупов. Можно встретить практически в любой точке Зоны.
Способы атаки: стараются окружить жертву, обойдя со всех сторон и броситься одновременно, кусая острыми передними резцами. Первым атакует вожак (крысиный волк), но его смерть не останавливает стаю. Способны прокусить мягкую броню вплоть до второго класса защиты. Собственно, способны прогрызть даже металл со временем.
Как бороться: короткие ножки не позволяют крысам догнать убегающего человека, а слабые коготки не дают возможности свободно ползать по вертикальной поверхности, поэтому лучше всего при встрече с крысами постоянно отбегать, не давая окружить себя. Оптимальным оружием против крыс является дробовик, хотя могут помочь и гранаты. Но учитывая среду обитания, это может вылиться в контузию самого сталкера.
Тушканы
Ещё одна мутация грызунов, на сей раз не столь очевидная. К нормальным тушканчикам не имеют никакого отношения, кроме внешнего сходства. Представляют собой злобных мелких тварей с большими ушами и острыми зубастыми мордашками, передвигающихся на двух задних конечностях и имеющих гипертрофированные передние лапки с поистине ужасными иглоподобными когтями, до десяти сантиметров длиной. Живут стаями под землёй, но не брезгуют охотиться на поверхности. Очень агрессивны, не боятся атаковать значительно превосходящих их по размерам тварей, даже псевдогигантов.
- Опасность: 1
Размер стаи: 10-20
Среда обитания: подвалы и поля с густой травой. Болото, Тёмная долина, Дикие территории, Янтарь, Армейские склады, Затон, Припять, Дальние земли.
Способы атаки: стараются атаковать неожиданно, по очереди, с разных сторон. С разбега прыгают на жертву, стараясь вцепиться в неё своими чрезвычайно острыми и крепкими когтями, способными пробить защиту вплоть до третьего класса. Если атака не удалась, отбегают в сторону и стараются зайти сбоку или сзади и атаковать снова, пока жертва не обессилит.
Как бороться: пятясь назад, садить из дробовика. Человеку с пистолетом или винтовкой лучше самому застрелиться, так как это оружие абсолютно бесполезно. Гранаты не помогут по причине подвижности и неорганизованности тварей. Холодным оружием ранить тварь можно и не пытаться, реакция у них отличная. С другой стороны, тушканы обычно быстро устают, и не преследуют жертву далеко, если не почувствовали её крови, поэтому можно попробовать убежать.
Зомби
Люди, попавшие под Выброс, действие пси-аномалий или же мутантов-телепатов (как контролёр). Люди, с непоправимыми серьёзными повреждениями нервной системы, потерявшие личность, способные только на выполнение простейших функций или хорошо заученных до зомбирования приёмов - как стрельба и перезаряжание. Остались лишь примитивные желания - питаться. Пока зомби сыт, он бесцельно бродит или сидит, бормоча что-то бессмысленное. Когда он голоден, он старается найти себе еду, причём не брезгует даже падалью многодневной давности, но может и напасть. По причине повреждения нервной системы, зомби слабо чувствуют боль и не боятся её. Моторные функции заторможены, движения резки и неуклюжи. Тем не менее, зомби могут ударить с огромной силой, не боясь сломать себе пальцы. Обычно их мясо ядовито, поэтому монстры никогда не нападают на зомби ради еды.
- Опасность: 1 - безоружный, 3 - с оружием
Размер стаи: одиночки, но так как появляются на относительно малой территории, обычно приходится иметь дело с группами до пары десятков зомби. Сбредаются на любой шум.
Среда обитания: около пси-аномалий (излучателей), а также в местах обитания контролёров. Тёмная долина, Янтарь, Радар, Рыжий лес, ЧАЭС, Припять.
Способы атаки: атакует всегда в лоб. Просто старается приблизиться и сбить с ног, после чего наваливается сверху и старается укусить незащищённую часть тела, обычно шею или руку.
Как бороться: безоружных можно подпустить поближе и разможжить им голову из любого имеющегося оружия, а от вооружённых лучше спрятаться, дождаться перезарядки - так как зомби будут стрелять, пока не закончится магазин - и прицельным выстрелом в голову уложить цель. Попадания в тело и конечности обычно не приносят эффекта, и даже упавший зомби может спустя какое-то время вновь "ожить". Сложность добавляет количество зомби - приходится отстреливать их по одному, скрываясь от остальных. Очень удачным решением являются гранаты, так как зомби идут медленно, не скрываясь и не останавливаясь, во весь рост, но после необходимо будет добить их, так как их может просто сбить с ног взрывная волна. Управляемые контролёром зомби - опаснее, и могут действовать сообща (см. описание контролёра).